Фестиваль «360°»: Второй день
Всех, кто любит интеллектуальное кино, приглашаем на второй день Фестиваля актуального научного кино «360°» в Воронеже.
30 октября
Мы начинаем программу фестиваля «Нейроматика» для юных любителей научного кино и интеллектуального развлечения во Дворце творчества детей и молодежи.
Как продолжение разговора о фильме открытия «Больше, чем мед!», мы проводим в Воронежском государственном университете встречу с Владимиром Ивановичем Воронецким, кандидатом биологических наук, орнитологом, энтомологом, преподавателем биологического факультета МГУ, специалиста в области истории науки и популяционной биологии.
Лекция-дискуссия «У истоков экспериментальной биологии» позволит всем участникам поговорить о том, что сегодня позволяет ученым-биологам заглянуть в будущее.
В рамках основной программы в кинотеатре "Спартак", смотрим два фильма:
Брюссельский бизнес / Brussels business
Режиссёр: Мэттью Лиэтар, Фридрих Мозер
Страна: Бельгия, Австрия, США, Франция
Год: 2012
Продолжительность: 95 мин
Возрастная категория: 12+
Фильм представляет Толстых Павел Александрович, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, главный редактор Российского профессионального портала о лоббизме и GR Lobbying.ru, вице-президент НП «Национальная лига специалистов по связям бизнеса и государства», доцент НИУ- Высшая школа экономики, кандидат политических наук.
Для обоих режиссеров — бельгийца с PHd по политическим и экономическим наукам и австрийца-историка — это первая полнометражная картина. Это не значит, что они впервые сунулись в кино: оба делали короткометражные фильмы, зачастую антиглобалистской тематики, а у Мозера и вовсе в резюме двадцать штук познавательных короткометражек. Но их профессионализм вовсе не отменяет остающегося от этого фильма стойкого ощущения работы активистов. То есть делали его люди неравнодушные, и это чувствуется, и даже слишком.
С другой стороны, трудно упрекать любого европейца с высшим образованием в неравнодушии к судьбе Европейского Союза. Если верить «Брюссельскому бизнесу», судьба объединенной Европы с самого начала складывалась неправильно — ЕС придумали и создавали не из идеалистических или хотя бы общеэкономических соображений, а из желания нескольких людей побольше хапнуть. И сегодня в этой закадровой игре принимает участие много, слишком много людей. В маленьком Брюсселе, объясняют авторы, сегодня 1500 лоббистов. Без их участия не будет утвержден ни один закон, не будет принято ни одно решение ЕС. Но публике о них ничего не известно. Нам показывают виконта Этьена Давиньона, по прозвищу «Стиви Уондер» — одного из тех, кто стоял за созданием ЕС и до сих пор остается его серым кардиналом. Стоит ли говорить, что виконт одновременно входит в совет директоров нескольких больших корпораций. Сколько таких кардиналов ходит по Брюсселю, можно только догадываться. Но авторы фильма довольно многих успешно сумели запихать в кадр — целыми вечеринками. В этом, наверное, его главное достоинство для русского зрителя, который и без того уверен, что за ниточки мира дергают какие-то совсем не те люди, что мелькают в новостях. То есть историю здесь рассказывают не только активисты, которых легко можно обвинить в паранойе, или всезнающий закадровый голос, тут присутствуют и сами участники большой брюссельской игры, как бывшие, так и нынешние.
Что не мешает этой картине быть пламенным антиглобалистским выступлением. Впрочем, уничтожить лоббирование тут никто и не мечтает. Речь о том, чтобы сделать его прозрачным, как это происходит в Вашингтоне. Никакой утопии, никакой паранойи, просто констатация мирового несовершенства и мечты о том, как его исправить — большей объективности нечего и ждать, но спасибо и на этой.
Освободи разум / Free the mind
Режиссёр: Фиэ Амбо
Страна: США, Швеция
Год: 2012
Продолжительность: 80 мин
Возрастная категория: 12+
Фильм представляет Ирина Белых – программный директор международного Фестиваля актульного научного кино 360° (Москва)
Ветераны, страдающие от посттравматического расстройства, маленький мальчик с синдромом дефицита внимания и один ученый-невролог Ричард Дэвидсен, которые двадцать лет назад научился у Далай-Ламы искусству медитации. Их истории в фильме Фиэ Амбо с самых первых минут связываются в одну — о безграничных способностях человеческого мозга. Как объясняет нам ученый Дэвидсен, "эмоциональный разум" может иногда оказаться важнее рационального, и если научить мозг контролировать эмоции, то можно силой мысли контролировать и панику и страх. Теперь позаимствованной у буддистов практикой он лечит больных и совершенствует здоровых: немного медитации — и вот уже солдат, еще вчера мечтавший покончить с собой, мирно отправляется на рыбалку, а другой заново обретает связь с собственной дочерью.
Цепляет здесь даже не теоретическая возможность правильным дыханием и погружением в себя изменить свою жизнь, — пытаться повторить это дома нечего, так как в фильме, как и в процессе, немалую роль играют хорошие учителя, — а то, как стремительно это способно произойти. Всего неделя требуется ветеранам, которые не могут спать от кошмаров, чтобы снова полюбить жизнь и по-детски ей радоваться. И, кажется, немногим дольше переучивается гиперактивный пятилетка Уилл, который в начале фильма плачет от одной перспективы зайти в лифт и проехать этаж, а в конце гордо катается на шестой этаж и обратно. И хотя нам, конечно, все объяснят в анимированных схемах про устройство гипоталамуса и колонку кортексу, оторваться от фильма Амбо невозможно именно потому, что она выдающийся сторителлер. Искусный монтаж, внимательная камера, которая, однако, не выстраивает кадр вокруг себя, а подлезает в него наблюдателем, вовремя вставленные научные отступления, и единое дыхание, на котором проходит вся история. Тут нет как будто никакой затянутости, ни единого лишнего кадра, ни единой возможности для зрителя отвлечься, зевнуть и полезть за попкорном. Все на своих местах, и это — редкость.
В Дании, кстати, фильм неожиданно для самих прокатчиков стал хитом и весь 2012-й год не вылезал из кинотеатров. И вовсе не потому, что там так много панических атак или потенциальных буддистов. Просто здесь очень здорово показано чудо, вот та волшебная перемена человеческой жизни, которая всегда будет главной в любой истории. И чудо случается снова и снова, заставляя нас верить в себя и переживать катарсис со слезами на глазах. У талантливо, увлекательно рассказанной истории может быть только один недостаток — от радости за исцелившегося ближнего вполне можно и вовсе забыть, причем тут был гипоталамус.