Неверующие / Unbelievers
Режиссёр: Гас Холверда
Страна: США
Год: 2013
Продолжительность: 74 мин
Возрастная категория: 12+
Фильм «Неверующие» рассказывает о путешествии знаменитых ученых Ричарда Докинза и Лоуренса Кросса по всему миру. Во время своей поездки они читают лекции о важности науки и разума в современном мире, поощряя людей отбросить устаревшие религиозные и политически мотивированные подходы к решению сегодняшних проблем, поскольку таким образом мир станет лучше для всех. Также героями фильма стали Вуди Ален и Вернер Херцег, которые поддеживают деятельность этих известных ученых.
По прогнозам критиков и экспертов кинематографического сообщества, картина «Неверующие» может принять участие в борьбе за премию «Оскар».
Хотя немного интересоваться наукой и не знать Ричарда Докинза, наверное, невозможно — его «Эгоистичный ген» был, кажется, самым популярным переводным нон-фикшном десятилетия. В своих книгах он старается понятно объяснить современную теорию эволюции, не забывая при этом не раз и не другой пнуть религию, и известным в широких кругах его скорее делает последнее. В «Неверующих» к нему присоединяется физик-космолог Лоуренс Краусс, вместе они отправляются в кругосветное путешествие, мировой крестовый поход против религиозных заблуждений.
Их выступления проходят в переполненных залах, университетских территориях, на популярных ток-шоу и конференциях атеистов, у дверей которых их зачастую приветствуют христианские и мусульманские фанатики, вступая в теологические споры с веселой толпой. Режиссер сознательно выстраивает параллели между учеными и рок-звездами: ликующей толпой в кадре, Radiohead и REM за кадром. Как и рок-звезды, ученые-атеисты несут что-то новое, революционное, и потому нравятся далеко не всем. Как и всем звездам, им требуется поддержка — поэтому нам показывают Вуди Аллена, Стивена Хокинга и Камерон Диас, наряду с другими знаменитостями рассуждающих о недостатках религии и преимуществах науки. Но на самом деле, в соображении, что большому ученому для подтверждения своих идей нужен Вуди Аллен, есть что-то очень вудиалленовское. Это, скорее, потребность режиссера — вывести своих героев за пределы возможной критики, возведя их на пьедестал. Занимательно, как самим героям при этом ничего кажется ни нужно — ни переполненного концерт-холла, ни телешоу, ни групп поддержки, — кроме друг друга. Едут ли они в отдельном купе на выступление в Оксфорде или сидят в набитом людьми сиднейском Концерт-Холле, их истина рождается в разговоре друг с другом. Остальное — труд, и довольно непростой, тут есть, например, довольно сильный эпизод, как усталый Докинз в пустой квартире отвечает в телефонном интервью на давно надоевшие претензии: нет, я не хочу, чтобы маленькие дети горели в аду. Точно так же усталый Краусс в сотый раз объясняет в сотом ток-шоу, как Вселенная могла возникнуть из ничего — на ехидный вопрос ведущего: расскажите нам так, чтобы понял и шестилетка.
У этого фильма нет сюжета, все так же и будет двигаться из телешоу в университетскую аудиторию, из университетской аудитории в концерт-холл и по кругу в Австралии, Америке, Великобритании. Но есть важный вывод, зачем все это было надо. Нет, не чтобы повергнуть надоевшего Бога. «Чтобы научить людей чему-то, — обсуждают ученые, — надо разрушить то, во что они верят». Любая вера мешает познанию, поэтому познание начинается с уничтожения веры. Хотите знать, что там откроется потом — читайте книги.
Лиза Биргер
Награды и фестивали: Hot Docs Official selection