Будущее моей любви / Future my love

Режиссёр: Майя Борг
Страна: Великобритания, Швеция
Год: 2012
Продолжительность: 95 мин
Возрастная категория: 12+


«Будущее моей любви» - это уникальная история любви, бросающая вызов нашим утопиям и поискам свободы. Теряя идеалистическую любовь всей своей жизни, режиссер Майя Борг приглашает зрителей разделить с ней поэтическое путешествие и исследовать ни на что не похожую экономическую и социальную модель 95-летнего футуриста Жака Фреско. Сколько свободы мы можем дать тем, кого любим? И как много ответственности перед обществом мы готовы взять на себя? Бережно распутывая клубки кинохроники, черно-белой пленки и цветного цифрового видеоматериала, Борг остро изображает классическую борьбу разума и чувств во времена больших перемен.

Премьера фильма «Будущее моей любви» состоялась в прошлом году на Эдинбургском кинофестивале, с тех пор он с большим успехом катается по всему миру. Это фильм художественный, а не документальный, киноманам он напомнит черно-белые документалки Адама Кертиса или экспрессивные биографические картины Гая Мэддина. И это фильм не просто о науке, а об ее человеческом масштабе — героиня одновременно пытается удержать свою возлюбленную и постигнуть будущее, как их совместное, так и всего человечества. По сути, Майя Борг пытается увидеть личную историю в прогрессе, сопоставить их, и что самое главное — ей это удается. Так что слоган фильма «Экономика — это отношения людей» почти что все объясняет.

Или же не объясняет ничего. В основу фильма Борг заложена эмоция невероятной силы, способность к откровенному разговору о сокровенном, попытка разом осознать движение всего человечества. У фильма есть и научный герой — как же без героя. Это 95-летний футурист Жак Фреско, давным-давно предсказавший, что денежная система рано или поздно обрушится, и это хорошо, потому что только так люди смогут начать все заново. Менять существующую систему бессмысленно, надо отменить ее и построить новую, — твердит Фреско. В его видении будущего — полный коммунизм в его идеальном виде, от каждого по способностям, отказ от привязанностей и собственности, жизнь без денег и бессмысленной работы, экономика, построенная не на деньгах, а на ресурсах. Как часто повторяет Фреско: «Дайте нам десять лет, и мы устроим вам рай на земле». Фреско долго считали чудаком, но чем дальше, тем большую популярность приобретают его идеи. В начале фильма он живет в «Проекте «Венера», на участке земли, где они с соратниками построили собственную утопию. В конце — «Проект «Венера» в результате экономического кризиса выставляют на продажу, зато самого Фреско зовут выступать на большие конференции за Мишель Обамой. Теперь он может донести до всех обнадеживающую мысль: коллапс экономики — это возможность начать что-то лучшее и большее.

Интересно, что сама Борг выступает здесь не как сторонник идей Фреско, а как человек, которого он постепенно убеждает. Она приезжает в «Проект «Венера» вслед за своей возлюбленной, итальянской актрисой Надей Казан. И уже на месте понимают, что ее попытки отчаянно держаться за ускользающую любовь ничем не отличаются от цепляний людей за тот образ жизни, к которому они привыкли. И в любви, как в экономика, задача оказывается одна — пожертвовать ненастоящим счастьем ради того, чтобы обрести настоящее. Поскольку фильм выстроен как рассказ-путешествие, голосом народа тут выступают таксисты и попутчики героини. Один, зарабатывающий на жизнь тем, что выселяет людей из домов, за которые они не способны заплатить ипотеку, говорит: вроде там какие-то интересные идеи, но у меня нет на них времени. Другой отвечает — если даже сейчас есть хорошие люди, которые процветают в неблагоприятных для них условиях, представьте, как они могут процветать, если условия будут благоприятными. Изначально вопрос в том, почему мы неспособны настроиться на перемены, пожертвовать чем-то меньшим ради чего-то большего. Борг на на примере своей любовной истории доказывает, что на самом деле человек способен понять себя, отказаться от индивидуализма и прийти к свободе. На эмоциональном уровне все это можно выразить гораздо проще: сейчас все очень плохо. Но это значит, что скоро все будет очень хорошо.

Лиза Биргер

Награды и фестивали:
CHP: DOX, Official Competition Hot Docs, Official Competition Edinburgh Film Festival, Official Selection